Художники эпохи Просвещения

http://www.tuvamuseum.ru/kultura/316-tsveta-shkolnykh-platev http://www.tuvamuseum.ru/kultura/316-tsveta-shkolnykh-platev

К моменту кончины Людовика XIV в 1715 году диктаторская власть Академии была уже преодолена и повсеместно распространилось влияние Рубенса и великих венецианцев. «Рубенсисты» окончательно взяли верх два года спустя, когда живописец Жан-Антуан Ватто (1684—1721) был допущен в Академию за его «Паломничество на остров Киферу»

Художественную манеру Жана-Батиста- Симеона Шардена (1699—1779) можно отнести к рококо только с оговорками. «Рубенсисты», помимо прочего, подготовили почву и для возрождения интереса к натюрморту и жанровой живописи голландских и фламандских мастеров.

На протяжении всей своей долгой жизни Виже-Лебрен пользовалась огромной славой, которая привела ее чуть ли не в каждый уголок Европы, в том числе и в Россию, куда она бежала от Французской революции. Виже написала «Герцогиню де Полиньяк» Живопись французского рококо, начиная с Ватто, имела определяющее, хотя и непризнанное, влияние по ту сторону Ла-Манша и, по существу, способствовала возникновению первой со времен средневековья школы английской живописи, имевшей не только местное значение.

Томас Гейнсборо. Портрет Роберта Эндрюса с женой. Ок. 1748—1750 г. Холст, масло. 69,9 х 119,4 см. Национальная галерея, Лондон.

Рейнольде, президент Королевской Академии художеств со времени ее основания в 1768 году, был сторонником академического подхода к искусству.

Жермен Боффран. Салон Принцессы в Отеле де Сюбиз в Париже. Начат в 1732 г. Не удивительно, что стилю, возникшему в Италии, было суждено получить наивысшее развитие к северу от Альп, где такой синтез готики и Возрождения должен был встретить особенно теплый прием — В Австрии и южной Германии, обескровленных Тридцатилетней войной (1618—1648), количество вновь выстроенных зданий до начала XVII столетия оставалось незначительным.

Бальтазар Нейман. Кайзеровский зал епископской резиденции в Вюрцбурге Но вспомнив, как быстро получил свое название Ренессанс, мы невольно зададимся вопросом, почему для современной эпохи не нашлось определения, сравнимого с термином «Возрождение античности», при том, что она началась уж двести двадцать пять лет назад?

Эпоха Просвещения Если считать, что современная эпоха зародилась во время американской революции 1776 года и французской революции 1789 года, то надо помнить, что этим катаклизмам предшествовала революция в умах, начавшаяся на полвека раньше. Ее знаменосцами стали мыслители эпохи Просвещения в Днглии, Франции и Германии — Дэвид

Жан-Батист Грез. «Деревенская невеста». 1761 г. Холст, масло. 91,4 х 118,1 см. Лувр, Париж

Давид активно участвовал во французской революции, и несколько лет в его ведении находилась вся художественная жизнь страны. В это время он, написал свою лучшую картину — «Смерть Марата»

Бенджамин Уэст «Смерть генерала Вульфа». 1770 г. Холст, масло. 151,1 х 213,4 см. Канадская Национальная Галерея. Оттава. Дар герцога Вестминстерского

Талантливый соотечественник Уэста — Джон Синглтон Копли (1738—1815) перебрался из Бостона в Лондон за два года до американской революции.

Родившаяся в Швейцарии художница Анжелика Кауфман (1741—1807) принадлежала к ведущим английским неоклассицистам. Будучи членом-основателем Королевской Академии, она провела пятнадцать лет в Лондоне и входила в ту же группу, что и Рейнолдс с Уэстом — с последним она познакомилась в кружке Винкель-мана в Риме

Жан-Антуан Гудон. «Вольтер». 1781 г. Терракотовая модель для мрамора. Высота 119,4 см. Музей Фабра. Монпелье. Париж

Во Франции рационалистическое движение возникло несколько позже, что свидетельствует о возросшем значении Англии для архитектуры Европы. Первым грандиозным сооружением неоклассицизма во Франции явился Пантеон, возведенный в Париже Жаком-Жерменом Суффло Все это привело к появлению нового стиля в убранстве интерьеров, лучшие образцы которого мы видим в творчестве англичанина Роберта Адама (1728—1792), в частности в декоре парадной гостиной в Хоум-хаусе. Англия первой отдала дань и следующей стадии неоклассицизма — возрождению античной греческой архитектуры, но уже в небольших масштабах.

Чтобы облечь ускользающее переживание в постоянную форму, художникам-романтикам нужен был стиль. Поскольку они восставали против старого порядка, воспользоваться господствовавшим в то время стилем они не могли; свой же им надлежало искать в каком-то прошлом периоде, с которым художник чувствовал себя связанным «избирательным сродством» (еще один постулат романтизма). Франсиско Гойя. «Портрет семьи Карла IV». 1800 г. Холст, масло. 2,79 х 3,35 м. Музей Прадо. Мадрид С точки зрения психологии «Портрет семьи Карла IV» поразительно современен. Отказавшись от призванных льстить оригиналу условностей барочного придворного портрета, Гойя с безжалостной прямотой обнажает внутренний мир изображаемых персонажей. Царствование Наполеона, которое было отмечено славой, блеском и авантюрными победами в отдаленных частях света, обусловило расцвет французской романтической живописи. Она зародилась в студии Жана-Луи Давида, ставшего пылким поклонником Наполеона и создавшего несколько больших полотен, прославляющих императора

Теодор Жерико «Плот "Медузы"». 1818—19 г. Холст, масло. 4,9 х 7,16 м. Лувр, Париж

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Одалиска». 1814 г. Холст, масло. 89,5 х 161,9 см. Лувр. Париж

Эжен Делакруа. «Резня на Хиосе». 1822-24 г. Холст, масло. 4,22 х 3,53 м. Лувр. Париж «Фредерик Шопен». 1838 г. Холст, масло. 45,7 х 38,1 см. Лувр. Париж Полотна Делакруа отражают тенденцию, которая постепенно стала доминировать в романтическом течении: все усиливающий отход от современной жизни

Камилл Коро. «Папиньо». 1826 г. Холст, масло. 33 х 40 см. Частное собрание

Милле и барбизонцы ратовали за возвращение к природе, видя в этом средство спастись от бед, которые несли с собой индустриализация и урбанизация. Несмотря на консервативные взгляды барбизонцев, народная революция 1848 года вознесла их на новые высоты французского искусства. Англия так же рано начала культивировать у себя романтизм, как когда-то неоклассицизм. Фактически один из первых представителей английского романтизма Джон Генри Фюзели (1741—1826) был современником Уэста и Копли. Позже в Лондоне Фюзели сдружился в поэтом и художником Уильямом Блейком (1757— 1827), который отличался еще большими творческими способностями и гораздо большими странностями, чем он сам. Джон Констебл (1775—1837) восхищался Рюисдалем и Клодом, но при этом категорически возражал против всяческих полетов фантазии.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер. «Невольничий корабль» 1840 г. Холст, масло. 90,8 х 121,9 см. Музей изящных искусств. Бостон. Фонд Генри Лилли Пирс (покупка) Когда Каспар Давид Фридрих (1774—1840) — самый известный немецкий художник-романтик — создал «Гибель "Надежды" во льдах», он, возможно, знал тернеровскую поэму «Обманчивость надежды», потому что в более раннем варианте своей картины (сейчас утраченном) написал на гибнущем корабле слово «надежда».

Картина Джорджа Калеба Бингема (1811—1879) «Охотники, спускающиеся по Миссури» отражает это тесное слияние с природой. Картина, представляющая собой одновременно и пейзаж, и жанровую сцену, передает ощущение бескрайнего простора и царящей над ним тишины. Романтическая скульптура развивалась по тем же принципам, что и живопись. В начале романтической эры мы сталкиваемся с тем, что скульпторы, в основном, старшего поколения, приспосабливают к новым требованиям неоклассицистический стиль. Учитывая индивидуалистическую природу романтизма, мы могли бы ожидать возрождения множества стилей — прежде всего в живописи - самом индивидуальном и сугубо личном из изобразительных искусств, и менее всего в архитектуре — наиболее коллективном и общественном искусстве, однако получилось наоборот

Пакет для работы с графической информацией Corel DRAW Ядерный полигон без грифа секретности